Мотогражданин
позвонить оператору
,
Главная Сигналы за 24 часа Новости Форумы О программе Энциклопедия
Главная Сигналы за 24 часа Новости Форумы О программе Энциклопедия
Мы вас помним Статистика
playmarket

Чему МинОбр хочет научить водителей?

01.12.2013
??????? ?????????
Напомним, что «А1» позволяет управлять мотоциклом с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью не более 11 кВт. Получить эту категорию возможно с 16 лет.
Категория «А» сейчас позволяет управлять любыми мотоциклами, а так же транспортными средствами соответствующими категории «А1», «М», а так же «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.

gallery_7_20_189490.jpg

Получить эту категорию возможно с 18 лет.
Категория «М» позволяет управлять мопедами. Она доступна с 16 лет. Кроме того, этими самыми мопедами отныне смогут управлять и обладатели любых других категорий.

Но для того, чтобы дать оценку нововведениям, давайте вспомним, об основных проблемах, которые заставили законодателей взяться за изменение прописанных в Российском законодательстве категорий транспортных средств. Разумеется, мы упомянем лишь те проблемы, которые касаются «двухколесных» участников дорожного движения.

1. Безответственное поведение на ДОП скутеристов и водителей мопедов, не имеющих какой-либо подготовки, не знающих и основных постулатов ПДД, и пренебрегающих ими.

gallery_7_20_288861.jpg

2. Формальная доступность современных мощных и сложных в управлении мотоциклов молодым и не опытным водителям, не имеющим достаточного опыта для безопасного управления таким видом техники.

gallery_7_20_41336.jpg


Теперь давайте вкратце оценим, насколько новые категории способны решить эти проблемы.

1. Безусловно, введение категории «М» в наших условиях – великое благо, с точки зрения повышения безопасности дорожного движения. Кроме того, вполне логичным видится решение разрешить управление мопедами водителям уже имеющим какую-либо открытую категорию.
2. Разумным выглядит и введение подкатегории «А1» для молодых водителей, не имеющих достаточно опыта для управления мощными и скоростными мотоциклами.
3. Напротив, полное недоумение вызывает нераспространение категории «А1» на водителей старше 18 лет, но не имеющих опыта вождения мотоциклов. То есть, 20-летний, или даже 18-летний юнец уже никак не ограничен в выборе своего первого мотоцикла, даже если он получает первые в своей жизни права, и опыта общения с двухколесной техникой у него абсолютно нет.
4. Да и ограничения в 125 см3, в данном свете, выглядит совсем уж кардинальным, учитывая, что после «осьмушки» мотоциклист, сразу же, как только ему исполнится 18 лет, может пересесть на пресловутый «литр».

gallery_7_20_141739.jpg

А теперь, внимание! Не смотря на то, что данные изменения уже вступили в силу 5 ноября 2013 года, в нашей стране до сих пор отсутствуют методики обучения водителей для получения данных категорий! Министерство образования до сих пор не смогло их разработать. Но зато это ведомство перепоручило данную почетную миссию Московскому автомобильно-дорожному институту (МАДИ).
Но разве может кто-либо из нас на секунду усомниться в высокой квалификации и невероятном профессионализме сотрудников этих двух ведомств? И вот, 25 ноября 2013 года, спустя 20 дней, после того, как новая программа обучения уже должна была стартовать во всех автошколах, примерный план новой программы обучения водителей, разработанный в стенах МАДИ, размещен для обсуждения на «Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения», где с ним может ознакомиться каждый желающий.
Итак, чему же нас будут обучать, и какие знания и навыки мы должны будем продемонстрировать для получения водительского удостоверения?
Прежде всего, нужно отметить, что план уделяет огромное внимание психологической подготовке водителей, профилактике возникновения конфликтных ситуаций на дороге, а так же вопросам экономичности и эффективности управления транспортными средствами. Не будем спорить о важности этих проблем, не поднимавшихся ранее при обучении, а так же сдаче экзамена.
Но дальше начинаются удивительные и необъяснимые вещи.

Не смотря на то, что основная цель, которая должна преследоваться при подготовке данных документов – это безопасность дорожного движения, план Министерства образования уделяет ей внимание не больше чем методические документы 60-х годов прошлого века!
Судите сами. Еще не приступив к изучению самого плана подготовки, любой будет сражен наповал пояснительной запиской к нему, в которой целый раздел отводился на изучение «Основ пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом». Ознакомившись с самим планом, выясняем, что для того, чтобы управлять мотоциклом или скутером, согласно этому документу, всем теперь нужно будет изучить: «Основные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств», «Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», «Ограничения при приеме на работу, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности», «Права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков», а так же много других абсолютно бредовых правил и нормативов.
Кто-нибудь может объяснить, каким образом это может повысить безопасность управления мотоциклов или мопедов? Или все это жизненно необходимо изучать каждому, кто собирается перевозить какую-либо мелочь, прикрутив её скотчем к месту пассажира?

gallery_7_20_203228.jpg

Далее, в разделе «Основы управления транспортными средствами», обязательном для изучения всеми категориями, нам обещают рассказать, как бороться с опрокидыванием транспортного средства, а так же научить управлять «продольным» и «боковым» движением транспортного средства. Кроме того, в этом же разделе огромное внимание уделяется использованию и применению… надувных подушек и ремней безопасности! В профильном же разделе, посвященном двухколесным категориям, не оставлено без внимание отработка движения задним ходом. Ну, и, конечно же, обещают научить не только алгоритму плавного и экстренного, но и ступенчатому и прерывистому методу торможения.

Отдельного упоминания заслуживает раздел, посвященный техническому устройству мотоциклов. В нем, помимо всего прочего, предполагается изучать устройство двухтактных двигателей внутреннего сгорания, назначение и устройство работы кик-стартера, устройство и классификацию рам мотоциклов (Неужели, действительно будут изучать ВСЕ виды, от «птичьих клеток» и «дуплексов» до безрамных конструкций?). Кроме того, бедных мотоциклистов научат искусству приготовления электролита для аккумуляторов, и ремонта систем зажигания, в том числе и с микропроцессорным управлением.
Что касается, требований к транспортным средствам, на которых производится обучение, то регламентируется лишь их численность, но никак не тип, класс, мощность, вес, и иные параметры. То есть, очевидно, что к вождению Yamaha YZF-R1 мы снова будем готовиться на YBR125.
И самое главное! Снова полностью проигнорирована необходимость обучения управления мотоциклом на дорогах общего пользования!

Как вы думаете, сможет ли программа обучения, составленная в соответствии с данным планом повысить безопасность движения на двух колесах?
С точки зрения именно повышения безопасности дорожного движения, логичным выглядело бы введение нижеприведенных составляющих курса обучения.
В сфере безопасности:
1. ПДД
2. Теория безопасного управления транспортным средством
3. Первая мед. помощь
4. Подбор и использование защитной экипировки
5. Требования предъявляемые к водителю при перевозке пассажира

gallery_7_20_16660.jpg

В сфере практических навыков:
1. Выполнение упражнений на учебной площадке
2. Практика на дорогах общего пользования
Техническая часть:
1. Общие принципы устройства мотоцикла, основные узлы и агрегаты
2. Ежедневный уход и контроль исправности основных систем мотоцикла
5. Правила хранения мотоцикла: защита от угона, зимнее хранение, консервация
6. Дополнительное оборудование мотоциклов, их влияние на эксплуатационные свойства и безопасность.
При этом, для категории «А» и подкатегории «А1» данные разделы логично было бы изучать в полном объеме. А для категории «М» достаточно было бы ограничиться изучением ПДД и теорией безопасного вождения. Обучение и экзамен по вождению простых и легких мопедов, на которых в нашей стране ездит молодежь и бабушки на селе, выглядит притянутым за уши излишеством. Ведь, начиная говорить о введении этой категории, все понимали, что бороться нужно с незнанием и несоблюдением ПДД водителями скутеров. При этом никто не говорил, что навыки, необходимые для управления мопедом так высоки, что требуют прохождения соответствующей подготовке. Да и возможность управлять скутерами любым водителем с любой категорией, пусть даже не имеющим опыта общения с двухколесной техникой, говорит в пользу этого решения.

gallery_7_20_335833.jpg

При этом отработка практических навыков при сдаче на категорию «А», позволяющую управлять любыми типами мотоциклов, должна вестись на среднекубатурном мотоцикле.

Только в этом случае можно будет говорить, что программа обучения отражает современные требования безопасности.


Текст и фото: Politruk

Хотите быть всегда в курсе новостей?